Сирин (melkore) wrote,
Сирин
melkore

Category:

Может ли человек эпохи постмодерна не быть постмодернистом?



В виде исключения захотелось поделиться последним квестчоновским текстом:


Может-то может, но не быть постмодернистом можно очень по-разному. Водораздел проходит в том, учитываете ли вы собственно постмодернистский опыт.

В Египте есть храм Абу-Симбел. Построен он был чуть больше трёх тысяч лет назад в правление Рамзеса II, и таким образом, что два раза в году солнце на рассвете заглядывало ровно в самую глубину храма и освещало трёх египетских богов (Амона, Ра-Хорахти и самого Рамзеса II — да, он бог, а вы не знали?), оставляя в тени четвёртого, Птаха, дабы подчеркнуть его некоторую иноприродность.

Так вот, после революции 1952-го года египетское правительство озаботилось нехваткой в стране такой вещи как электричество, и для строительства второго водохранилища нужно было затопить дополнительные до хрена гектаров земли. Проблема в том, что Абу-Симбел, негласное чудо света и часть всемирного наследия, и при таком раскладе оказывался под водой.

И храм решили перенести. Целиком, с горой, в которой он высечен.

Поскольку поднять его целиком было бы невозможно, его распилили. На тысячу кусков. Ручными, сука, пилами — пока Нил там потихоньку уже прибывал. Перевезли по одному куску на новое место и собрали обратно. И даже гору новую ему насыпали.

К чему я об этом.

Постмодернизм полвека занимался тем, что распиливал наши храмы. Веровые, ценностные, психологические, все. Ничто не избегло зубцов его.

К счастью, храм он всё-таки распиливал, а не взрывал — это дело, к сожалению, берёт на себя экстремистская ортодоксия. Проблема в том, что переносить храм на новое место и восстанавливать — уже не постмодернистская задача. Это придётся делать тем, кто идёт следом, то есть нам с вами, и нам же придётся решать, готовы ли мы воспринимать наш храм как переживший распад, или не готовы, замазывать нам швы, или не замазывать, писать о них в наших будущих археологических заметках, или делать вид, что ничего не произошло. К тому же, что распад двадцатого века — это не распад храма, это распад самого человека.

Кто-то учитывает это опыт — такие направления как "новая искренность", постирония и метамодернизм — хотя они всего лишь пытаются перенести блоки на новое место.

Кто-то его игнорирует — чаще всего это те же люди, которые взрывают чужие храмы. Это — тупиковый путь и агония, однако надо понимать, что она является всего лишь реакцией, и реакцией по-своему адекватной. Люди всего лишь пытаются спасать свои символические системы, без которых они умрут. Но при этом они не собирают новый храм — скорее, они ходят молиться на старое место, где давно уже ничего нет, кроме сточенных пил и большой пустоты в горе.

Хотя бывают и исключения — старообрядцы, хасиды, тибетские буддисты и прочие киники от архаики, выживающие благодаря уникальной внутренней отлаженности, способности жить по одному и тому же собственному закону тысячи и тысячи лет. Но речь сейчас не о них. Им свои храмы переносить не надо.

Тем же, кто планирует браться за собирание нового Абу-Симбел, можно утешаться мыслью, что разобран он был не от нехуй делать, а всё-таки чтобы его спасти. Потому что технологически цивилизация движется в одном направлении, и вода уже подступала.

Но это не плохо. Это показывает то, что это, во-первых, возможно. А во-вторых, что это вдобавок кому-нибудь нужно.

Ну и к тому же — мы ведь можем построить его иначе. Сохранить то, что должно быть сохранено, исправить то, что не удалось сделать, когда он воздвигался впервые. Мы — меняющаяся цивилизация, так что и наши храмы могут позволить себе меняться.

Нужно только решить, на что теперь два раза в году будет падать солнце.
Tags: думать вредно, небесное земледелие, стационарный шум
Subscribe

  • Апрель, ч.2

    ••• ветер спиной к заливу. контур, утраченный. время камней — пятнами в толщине ночи. время вокруг (вниз). видимость, ставшая плотностью;…

  • Апрель

    ••• ночь на детском наречии: дом. мотыльковая пыль, глазки деревянных досок. звуки внутри (снаружи).                спи. пусть дом не спит, и за…

  • Март

    ••• вот зацветшие в карантине. оспенный дом — во вьюнке, продолжается на подпорках. подсирененный свет. обещание в мягкой земле, гнезда — почти…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments